+7 800 5113470

Что такое юзабилити сайта. Как обогнать конкурентов и подружиться с покупателем

В условиях жёсткой конкуренции в интернете очень важно удержать внимание пользователя на сайте и подвести его к нужному для владельца сайта действию. Для того, чтобы интерфейс стал “дружелюбным” и удобным для пользователя, проводится аудит юзабилити сайта. В этой статье мы разберём, что такое юзабилити, в чём оно измеряется и почему все ваши конкуренты так стремятся улучшить этот показатель.

Юзабилити (от англ. от англ. usability) - это метрика, которая оценивает, насколько пользователю удобно пользоваться вашим сайтом. Основная цель аудита юзабилити - помочь посетителю максимально быстро и эффективно удовлетворить свои потребности и совершить целевое действие. Будь то покупка, заказ обратного звонка или онлайн раскладка карт Таро - ничто не должно отвлекать пользователя от совершения действий. 

Из чего состоит юзабилити

Каждый сайт и цель его создания индивидуальны, но общие компоненты юзабилити, которые должен содержать в себе каждый сайт, всё же существуют:

  • Удобство - насколько посетителю легко выполнить свою задачу, не теряется ли он в навигации, нет ли мешающей рекламы;

  • Эффективность - скорость, с которой пользователь совершает целевое действие;

  • Запоминаемость - если посетитель легко  ориентируется на сайте даже спустя месяц, запоминаемость ресурса становится выше;

  • Ошибки - как часто пользователи  ошибаются при использовании сайта,  насколько легко восстановиться после ошибок и исправить их;

  • Удовлетворённость - общее эмоциональное впечатление от навигации, дизайна и содержимого сайта.

Эвристики Якоба Нильсена

Для оценки качества интерфейса используют также эвристики Якоба Нильсена, специалиста по интерфейсам и юзабилити. По Нильсену качественный сайт должен:

  1. Сообщать пользователю, что в данный момент происходит на сайте. При сбое должно появляться понятное пользователю сообщение о проблемах на сайте и рекомендации к действию. Для интернет-магазинов очень важно информировать покупателя об успешно совершенной оплате и отправке заказа в работу.

  1. “Говорить” на языке пользователя, а не разработчиков. Объясняйте сложные термины или избегайте их.

  2. Уметь отменить действие, совершённое по ошибке, или вернуться на несколько шагов назад. А если вы предложите пользователю совершить какое-нибудь действие повторно - повторить прошлую покупку, заказать на тот же адрес, что и в прошлый раз, - то вы точно завоюете любовь покупателя.

  3. Иметь интерфейс, соответствующий общепринятым стандартам. Здесь излишняя креативность может только запутать пользователя.

  4. Минимизировать количество потенциальных ошибок пользователя, давать подсказки по исправлению ошибок, например, при неверном вводе своих данных.

  1. Предоставлять всю информацию, которая может понадобиться пользователю в конкретный момент. Лучше продублировать, чем наблюдать за тем, как посетитель уходит с карточки товара искать информацию о доставке, а потом забывает, какой товар смотрел.

  2. Иметь разные способы совершения одного и того же действия. Например, закрытие диалоговых окон с помощью крестика, кнопки “ОК” или же нажатием клавиши Esc.

  3. Быть минималистичным. Формы заполнения данных и тексты сайта должны содержать как можно больше полезной информации и как можно меньше “воды”.

Как протестировать юзабилити

На хороших сайтах улучшение юзабилити происходит непрерывно, поэтому мы советуем регулярно тестировать удобство пользования и вносить корректировки. Вот несколько способов тестирования юзабилити сайта:

  • Проверить сайт на целевой аудитории. Самый трудозатратный и самый эффективный метод. Попросите представителей вашей ЦА совершить какое-нибудь конкретное действие на сайте и проследите, какие проблемы были у пользователя на пути к совершению конверсии. Задайте вопрос об общих впечатлениях и способах улучшения проблемных мест;

  • Заказать аудит сайта у профессиональных агентств.

А есть простые и бесплатные способы? Да.

  • Наиболее простой, но не самый эффективный способ - пройти весь путь клиента от посещения сайта до покупки самостоятельно. Проверьте скорость загрузки страниц, удобство навигации, оперативность работы менеджеров, дизайн сайта, а также мобильную версию;

  • Воспользоваться “Вебвизором”. В этом разделе Яндекс.Метрики собраны записи визитов пользователей. С их помощью вы узнаете, что делают посетители после того, как перешли на сайт, куда кликают и что мешает им совершить конверсию.

Юзабилити - довольно широкое понятие, но имеет свою единицу измерения. Юзабилити измеряется по стандарту ISO 9241-210. За основу берутся усилия, которые пользователи тратят на поиск нужной информации и достижение цели. Для оценки юзабилити сайта вы можете, например, соотнести количество кликов и время, которое уходит на решение задачи.

Почему юзабилити - это так важно

Юзабилити сильно помогает повысить конверсию ресурса, что особенно важно в условиях большой конкуренции. В большинстве случаев пользователь не станет разбираться в непонятной навигации и не будет пытаться прочитать неразборчивый текст, а просто уйдёт к ближайшим конкурентам, где всё понятно и сделано для людей. Удобный сайт поможет пользователю полностью сконцентрироваться на покупке и повысит лояльность покупателя к сайту и компании. 



Поделиться: