Для чего нужен бриф и как его составить

Для чего нужен бриф и как его составить

Бриф - это документ, описывающий деятельность заказчика, его задачи и конечную цель, для которой он обращается к исполнителю. Список вопросов обычно предоставляет исполнитель, отвечает на них заказчик. Бриф необходим для качественного выполнения проекта, причем важен он обеим сторонам:

  • Исполнитель с брифом уже на этапе знакомства с клиентом будет понимать, что от него ждут и какие инструменты можно предлагать для достижения цели.

  • Заказчик, заполняя бриф, дает подробную информацию о продукте и четко описывает свои требования.

Мы рекомендуем заполнять бриф для всех клиентов, независимо от их задач (в нашем случае это разработка сайта, SEO, контекст и SMM).

Отличие брифа от ТЗ

ТЗ чаще всего составляется только для разработки сайта, а правила работы, например, по продвижению, обсуждаются устно или по почте. При этом, если брифа не было, важные детали теряются. В брифе мы стараемся больше узнать о клиенте, его видении проекта и бизнеса, конкурентах, целевой аудитории, о том, что ему нравится в современных трендах.

Нет смысла составлять бриф для разовой доработки или разовой оптимизации сайта, потому что глубокое погружение в нишу заказчика тут ни к чему. Однако ТЗ в этих случаях может понадобиться, чтобы описать конкретные задачи и этапы работы. Иными словами, ТЗ - это про конкретные этапы работ здесь и сейчас, а бриф - про общую концепцию, глубокое понимание заказчика и его бизнеса, нацеленное на длительное сотрудничество. В сложных проектах можно начать с брифа, а затем использовать его для составления ТЗ.

Что запрашивать в брифе

Вы можете отправлять бриф заказчикам в виде таблицы-опросника. В первом столбике вопросы, второй пустой для заполнения. Какие вопросы необходимо уточнить для будущей работы:

  • Данные о товаре/услугах заказчика. Какая у клиента ниша? В чем УТП и как отстраиваются от конкурентов? У клиента свое производство или он дилер? Нужны подробные данные, а не просто “есть доставка”, потому что каждая мелочь поможет в работе и повлияет на будущие продажи.

  • Данные о самой задаче. Какая услуга нужна заказчику.

  • Целевая аудитория. Да, данные об аудитории может собрать агентство, но лучше, когда информацию предоставляет заказчик - ведь он лучше других должен знать, кто его клиенты, как они пользуются продуктом  и насколько популярен товар или услуга.

  • Конкуренты. Попросите привести несколько ссылок на сайты прямых конкурентов или названия компаний. Дополнительно необходимо будет провести анализ самостоятельно, используя специальные сервисы и внутренние процедуры, по которым вы работаете.

  • Желаемый результат. Кому-то просто нужен сайт для имиджа компании, кто-то начал новый бизнес и хочет набрать целевую аудиторию в Инстаграм, кому-то необходимо увеличить количество продаж с сайта на 30% к концу квартала. 

  • Сроки и бюджет. От этих данных напрямую зависит, что вы сможете предложить заказчику и насколько сложной будет реализация всех его задач.

Как получить заполненный бриф от заказчика

Честно? Не все заказчики готовы заполнять большую таблицу с вопросами, потому что на это может уйти не один час. Нам встречались клиенты с позицией “я вам заплачу, а вы уже делайте все как считаете нужным”, правда в процессе работ оказывается, что исполнитель все делает не так, и клиенту ничего не нравится. Поэтому получить бриф необходимо. 

Вариант, который потребует минимум усилий от вас - отправить заказчику на почту или в мессенджер файл-шаблон с незаполненной таблицей. Этот вариант и самый предпочтительный, потому что дает заказчику время подумать, правильно сформулировать свои мысли и рассказать так много, как это возможно.

Если ваш клиент предпочитает живое общение или личные встречи, все вопросы из брифа нужно проговорить ему вслух. Ответы придется тщательно законспектировать или записать на диктофон встречу/звонок. О том, что разговор будет записан, обязательно нужно предупредить.

Встречаются заказчики, которые вообще отказываются давать много исходных данных, предпочитают “рассказать все в двух словах”. Такой вариант неприемлем для профессиональных агентств. Объясните клиенту, что чем больше информации он вам даст, тем быстрее и качественнее будет результат, а повлияет это в первую очередь на его бизнес и продажи.

Попробуйте внедрить брифирование клиентов в свою ежедневную работу и результат не заставит себя ждать.



Поделиться: